О нас
Рукопашный бой

Видео

Книги
Сексуальные практики
Медицина
Духовность от А до Я
Фотоальбом
Юмор, мысли
Доска объявлений
Форум
Чат
Поиск
Полезные ссылки


Пришедшее из Индии

Хатха-йога 

Разум над материей: сукхасана

Практикующий сукхасану становится неподвижной,
замороженной, трансцендентной скульптурой из живой плоти,
пребывая в свободе вне пространства и времени.
(Из древнеиндийского трактата по йоге)

Хатха — пожалуй, наиболее известный на Западе раздел йоги. Для большинства учеников йоги это просто сложная система физического контроля, включающая использование статических поз (асан) и изучение особых дыхательных техник (пранаям).

Динамические движения, напоминающие западную гимнастику, — это сугубо современное нововведение в йоге (такие упражнения появились лишь в последние 25 лет). В переводе с санскрита асана означает “сидение” или “устойчивое положение”.

В основе хатха-йоги лежит аксиома, согласно которой разум воздействует на тело, а тело, в свою очередь, — на разум. То есть можно говорить не только о психосоматике, но и о соматопсихике.

Когда мы нервничаем, беспокоимся, когда у нас депрессия, наше ментальное состояние отражается на различных проявлениях нашего физического бытия. На поздней стадии, например, хронического беспокойства наше ментальное состояние и соответствующее возбуждение симпатической нервной системы могут привести к органическим изменениям в теле, которые выльются в такие расстройства (в зависимости от нашей генетической расположенности), как язвы, колиты, сердечные болезни, разлад иммунной системы и множество других болезненных явлений.

Хатха-йога восстанавливает ментальную стабильность и, таким образом, обращает вспять процессы, которые приводят к психосоматическим расстройствам. Первое, чему необходимо научить новичка, —это обретение контроля над его или ее телом. В свою очередь, контроль над телом требует таких усилий контролирующего разума, когда ни один мускул не сокращается, ни один нерв не активируется, и даже кровь не циркулирует иначе, как под этим контролем.

Санскритское слово хатха распадается на две смысловые единицы: ха и тха. Ха относится к солнцу как к позитивному мужскому символу, а тха к луне — восприимчивому женскому символу. Обычно хатха понимается как единство позитивного солнечного вдыхания с очищающим, охлаждающим, лунным выдыханием. При более глубокой интерпретации ха эзотерически символизирует позитивный разум, а тха — его диаметральную противоположность, материальный проводник, т. е. тело. Здесь находится эзотерический ключ к учению об Адаме (разуме) и Еве (теле), символически изложенному в Библии.

Хатха-йогу можно определить как “технологию объединения и координирования физических и ментальных аспектов человека посредством телесных упражнений”.

Можно также отметить, что все слово хатха означает “насилие, принуждение” (в данном случае подразумевается преодоление инерции, присущей комплексу “разум—тело”).

В начале этого столетия русский ученый Павлов вновь открыл принципы условного и безусловного рефлексов, известные уже несколько тысячелетий хатха-йогам. С этой идеи о том, что мы способны ставить условия телу, а следовательно и разуму, мы начинаем наше изучение первого упражнения, сукхасаны.

Разум имеет большое влияние на тело, и в этом часто заключается источник болезней.
—Мольер (1622—1673)

“ЛЕГКАЯ ПОЗА”

Сукхасана буквально означает “легкая поза” (сукха —легкий; асана —поза). Это одна из многочисленных медитативных поз.

Преимущества

  1. Устойчивое треугольное основание для туловища и головы.
  2. Спина удерживается прямой, и благодаря этому не нарушаются нервные потоки вдоль позвоночника.
  3. Легкие свободны для упражнений по глубокому дыханию (пранаямы).
  4. Считается, что эта поза помогает пробудить кундалини (латентную нервную энергию, замкнутую в центральной нервной системе). Сукхасана имеет специфические физиологические и психологические преимущества. Физиологические: внутренности расслаблены благодаря скрещению ног; психологические: разум и тело приведены в гармоническое состояние стабильности благодаря принудительному сохранению неподвижности.

Сукхасана — идеальная техника для тех, кто хочет “закрыть дверь” за ежедневными заботами и таким образом приготовить себя для медитативного покоя в уединении своего разума. Эта техника ценна также для преодоления нервных расстройств, таких, как плохая нейромышечная координация, судороги, нервные движения и тик.

Те, кто не может согнуть ноги или сидеть на полу, могут достичь того же эффекта, сидя на стуле в так называемой “египетской позе” или “позе египетского бога”. Ниже мы обсудим этот вариант.

Техника

  1. Положите на пол подушку или сложенное одеяло. Сядьте на одеяло, занимая только его переднюю треть, — это поможет держать таз наклоненным чуть вперед. Вытяните ноги прямо перед собой.
  2. Подогните правую ногу под левое бедро, а левую — под правое, получив в результате “позу портного” со скрещенными ногами. Ваши коленные чашечки должны быть приблизительно на одном уровне. Если это не так, ваше туловище будет наклоняться в сторону более низкого колена, нарушая телесную симметрию и равновесие.
  3. Держите спину и голову прямо.
  4. Расположите ваши ладони на коленях так, чтобы они не соскользнули. Проверьте, расслаблены ли локти.
  5. Плотно закройте глаза, как будто вы захлопнули ставни. Продолжайте держать веки под контролем на протяжении всего занятия.
  6. Теперь сосредоточьтесь внутри себя. Сконцентрируйте свой разум на естественном ритме дыхания. Удерживайте себя от видений, мыслей или других видов ментальной активности, держите свое тело прямым, неподвижным и расслабленным, насколько это возможно. Сконцентрируйтесь на просто “бытии”. Медитируйте на движении силы жизни, внимательно наблюдая за естественной непринужденностью дыхательного цикла, проходящего четыре фазы: вдох, мгновенная пауза, выдох, мгновенная пауза. Ваш разум движется вместе с дыханием, сознавая одновременно ощущение замороженной неподвижности во всем теле.

Разум — опасное оружие даже для своего владельца, если тот не знает, как правильно им воспользоваться.
—Мишель Монотень (7533—1592)

СУКХАСАНА: КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЗА НА ПОЛУ

ЕГИПЕТСКАЯ ПОЗА НА СТУЛЕ

Эта поза для тех, кто не может сидеть на полу или сгибать колени, известна как “поза египетского бога” и часто рассматривается как западная асана для медитации.

Техника

  1. Сядьте на переднюю половину сиденья стула, не касаясь спинки.
  2. Позвольте ступням чуть развернуться наружу и следите, чтобы голени составляли угол девяносто градусов с вашими бедрами. При необходимости положите под ступни книгу или подушку, чтобы достичь этого. Ваши бедра могут быть чуть разведены — если вам так удобно.
  3. Коленные чашечки должны быть на одном уровне; положите руки на колени ладонями вниз таким образом, чтобы пальцы были направлены вниз и чтобы ладони не соскальзывали. Локти должны быть расслаблены.
  4. Держите спину и голову прямо. Нос — на одной вертикальной линии с пупком.
  5. Плотно закройте глаза, как будто вы захлопнули ставни. Продолжайте держать веки под контролем на протяжении всего занятия.
  6. Теперь сосредоточьтесь внутри себя. Сконцентрируйте разум на естественном ритме дыхания. Удерживайте себя от видений, мыслей или других видов ментальной активности, держите свое тело прямым, неподвижным и расслабленным, насколько это возможно. Сконцентрируйтесь на просто “бытии”. Медитируйте на движении силы жизни, внимательно наблюдая за естественной непринужденностью дыхательного цикла, проходящего четыре фазы: вдох, мгновенная пауза, выдох, мгновенная пауза. Ваш разум движется вместе с дыханием, сознавая одновременно ощущение замороженной неподвижности во всем теле.

ЕГИПЕТСКАЯ ПОЗА НА СТУЛЕ

Теперь вы готовы пережить состояние йоги (единения), жертвуя мышлением ради “бытия”.

На определенной стадии вы можете помочь себе, созерцая внутренним глазом разума простые объекты: геометрические фигуры, цветы и т. д.

Время выполнения

Уделяйте этому упражнению минимум по пять минут в день в первую неделю, быстро наращивая время до двадцати минут на третьей неделе. Воспользуйтесь часами (наручными, карманным будильником, кухонным таймером).

Проверочные пункты

  1. После начала упражнения проверьте, расслаблены ли ваши локти, свисают ли они свободно.
  2. Проверьте, контролируете ли вы ваши веки: они должны быть неподвижны. Дрожание ресниц свидетельствует об отсутствии ментального покоя и недостаточной поглощенности упражнением.
  3. Вы должны быть уверены, что не начинаете бессознательно горбиться, изгибая таким образом верхнюю часть спины.

Как и с любой другой асаной йоги, с сукхасаной у вас могут возникнуть вполне определенные проблемы. Приводим их список с соответствующими рекомендациями.

  1. Давление пола на ступни может причинять боль, отвлекающую внимание. Это препятствие устраняется с течением времени, по мере привыкания ступней к необычному положению.
  2. Вы можете бессознательно горбить спину; чтобы избежать этого, необходимо постоянное дисциплинирующее усилие.
  3. Бывает, что разум раздражен и вам не удается его успокоить. Мы прибегаем к тому же способу, который используют по отношению к расшалившимся детям: стараемся отвлечь внимание, например, путем концентрации на простых объектах. Это ключевая проблема для всего упражнения. В конце концов, после многократных повторений, вы научитесь расслаблять свой разум перед началом упражнения.

Вы должны заниматься сукхасаной неделю, прежде чем приступите к следующему упражнению. Исполнение любого упражнения, изложенного в этой книге, должно начинаться с сукхасаны продолжительностью от пяти до двадцати минут.

Обозревая вышеизложенное, подчеркнем, что сукхасана, выполняемая описанным способом, является особым методом терапии нервных расстройств, происходящих от недостатка нейромышечного контроля. В этом упражнении контроль за телом возрастает, а сила воли укрепляется. И главное: разум упражняется в достижении состояния покоя, и это подготавливает ученика к дальнейшим упражнениям.

Традиционно принятие в определенные восточные оккультные школы зависит от способности челы (ученика) оставаться неподвижным в течение трех - четырехчасового испытательного периода. Средний человек в наше напряженное время не способен оставаться “ментально поглощенным” и физически неподвижным в течение десяти или даже трех минут (не говоря уже о трех часах), но это не является трудностью для того, кто занимается сукхасаной.

Как справиться с дрожанием век

Дрожание век указывает на вашу направленность вовне и отсутствие покоя. Для людей с определенным темпераментом вначале может быть трудно абстрагироваться от внешнего мира. Мой старый друг и редактор Карл Вешке выдвинул идею специального капюшона для медитации, использование которого может дать ряд преимуществ. Я мог бы добавить, что мы достигали подобного эффекта, когда в индийском ашраме натягивали себе на головы свои одеяния; капюшон традиционной монашеской рясы мог бы служить тем же целям. Привожу собственные слова Карла Вешке:

Тем, у кого проблемы с дрожанием век, могу порекомендовать простой и эффективный способ. Функциональный медитационный капюшон можно легко сделать из куска эластичной ткани размером примерно 18х14 дюймов, сложенного вдвое до размера 9х14 дюймов, сшив с одной короткой стороны недлинной и оставив другую короткую сторону свободной, так чтобы он целиком, закрывал голову, подобно лыжной маске. Я решил, что верхнюю часть нужно закруглить, перед тем. как сшивать. Ткань должна быть достаточно эластичной, чтобы оказывать нужное давление на веки, удерживая их закрытыми и не создавая неудобств, ив то же время достаточно пористой, чтобы не затруднять дыхание. Еще одно преимущество медитационного капюшона в том, что он создает ощущение изоляции от внешнего мира, как создают его пещера или магический ритуал... Ощущение изоляции, которое дает капюшон, делает его чем-то вроде портативной медитационной комнаты.

Мы приводим простой рисунок в дополнение к этой инструкции. Возможно, в зависимости от материала вы захотите приспособить капюшон к форме и размерам вашей головы, предусмотреть выступ в форме носа с отверстием для дыхания или сделать разрез от шеи к темени с застежкой на молнии. Чтобы добиться минимального давления на веки, капюшон нужно как можно лучше подогнать к форме головы, но не делать его слишком тугим.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕДИТАЦИОННОГО КАПЮШОНА

 

Шавасана: расслабление разума и тела

Спокойный, блаженный, неразделенный... — “Мандукья - упанишада”

Как это ни прискорбно, мы погружены в мир, полный напряжения. Нам остается только спросить себя, что мы можем сделать со своим собственным напряжением и что мы можем сделать с напряжением мира, которое, прежде всего, есть суммарный результат индивидуальных напряжений. В отличие от психиатрии, которая предлагает как средство — транквилизаторы, хатха-йога предлагает безмедикаментозное внутреннее расслабление посредством древней практики шавасаны.

Редко бывает так, чтобы физическое напряжение не сопровождалось ментальным; любопытно, что ментальное напряжение почти всегда возникает первым и является причиной напряжения физического. Шавасана, подобно сукхасаш, изменяет обычную связь “разум—тело” и учит индивида осознанно управлять жизненными зонами тела, расслабляя разум в состоянии йога-нидры (йогического сна) через расслабление психического тела.

Здесь мы видим еще одно подтверждение простого принципа хатхи, согласно которому разум и тело взаимосвязаны и все, что происходит с одним, оказывает воздействие на другое — подобно тому, как один вол в упряжке заставляет другого идти за собой.

Зная это, мы можем уверенно использовать шавасану в качестве дополнительной терапии неврастении, ранних стадий слабой и умеренной депрессии, бессонницы, приступов общей обеспокоенности и беспричинного страха (между приступами, но не во время них) и умеренной гипертонии (повышенного кровяного давления).

Слово шавасана означает “поза трупа” (шава — труп, асана — поза), ее также называют мритасана, или “мертвая поза” (мрит — мертвый); кстати, санскритское слово мрит родственно таким английским словам, как mortal и moribund, т.е. "смертный" и "умирающий").

Эти классические наименования служат для выражения того специфического состояния расслабления, которое достигается этим упражнением.

Преимущества

  1. Достигается состояние глубокого мышечного расслабления.
  2. Понижается кровяное давление (некоторые могут испытывать дискомфорт от непривычно низкого кровяного давления во время выполнения шавасаны), в то же время частота дыхания и сердечных сокращений замедляется.
  3. Происходит приток праны (нервной энергии) к внутренним органам.
  4. Нервная система отдыхает и восстанавливается.
  5. Разум приходит в состояние глубокого расслабления, от которого он может перейти к глубокому сну без сновидений (последнее зависит от желания ученика).

Начальная техника

Практику шавасаны принято делить на две стадии.

На первой стадии вы учитесь расслаблять тело как целое и отдавать его целиком во власть земного тяготения. Если вы проследите за тем, как спят животные или дети, то увидите, что после сна они оставляют отчетливое углубление на том месте, где лежали. Дети и животные полностью отдаются сну и позволяют тяготению делать свое дело без помех.

ТЕХНИКА ПЕРВАЯ

  1. Лягте на пол лицом вверх, предварительно постелив сложенное одеяло или мат. На вас должна быть свободная одежда. Воздух в комнате должен быть достаточно теплым, чтобы вы не чувствовали дискомфорта.
  2. Расположите ступни на расстоянии примерно двадцати дюймов одна от другой, позвольте вашим расслабленным коленям и носкам разойтись в стороны.
  3. Положите руки ладонями вверх (или, если так удобней, на ребро ладони), чтобы избежать раздражения осязательных рецепторов на внутренней стороне пальцев и тем самым не дать активироваться центрам тревоги в мозгу.
  4. Ваши плечи должны быть расправленными, а поясница — расслабленной.
  5. Удобно расположите на полу голову.
  6. Полностью отдайте вес вашего тела полу.

    Замечание: Вы можете для большего удобства положить небольшие подушечки под колени, шею и плечи. Те, у кого проблемы с поясницей, могут положить несколько подушек под каждое колено. Заниматься шавасаной можно и на кровати, но тренировка на полу научит вас преодолевать ощущение дискомфорта путем “растекания” по поверхности.
  7. Предварительная циклическая последовательность: сжатие - подъем - расслабление - падение.

Эту последовательность нужно начинать с правой стороны тела, потом распространить на левую, захватывая обе руки и ноги, и закончить осознанием всего тела. При необходимости вы можете повторить исполнение несколько раз, перед тем как приступите к пункту 8.

Правая рука: На вдохе (дышите естественно) сожмите правый кулак, распространяя напряжение вверх по руке к плечу, одновременно вытягивая руку и поднимая ее на несколько дюймов от пола. На выдохе расслабьте руку и уроните ее на пол.

Левая рука: Переключите прожектор вашего разума на левую руку, мысленно проведите им от плеча к кончикам пальцев; на вдохе вытяните всю руку от кулака до плеча, одновременно поднимая ее на несколько дюймов от пола. На выдохе расслабьте руку и уроните ее на пол.

Правая нога: Сфокусируйте внимание на правой ноге (от паха до пальцев). На вдохе выгните пятку так, чтобы пальцы указывали на верхушку колена, и поднимите ногу на несколько дюймов от пола, с выдохом расслабьте ногу и позвольте ей упасть на пол.

Левая нога: Переведите внимание на левую ногу, почувствуйте ее, повторите последовательность вдох - напряжение - подъем, как с правой ногой, затем последовательность выдох - расслабление - освобождение, позволяя ей упасть на пол.

Осознание всего тела: В процессе цикла вдыхания-выдыхания, направьте ваше сознание в область спинного хребта и туловища, мысленно проходя от таза к затылку и создавая при этом возрастающее ощущение “расплавленности”.

ПРЕИМУЩЕСТВА ШАГА 7

С этого шага начинается уже собственно элементарная шавасана, задуманная как пятичастная последовательность, с которой должно начинаться каждое занятие.

  1. Происходит освобождение от физического напряжения путем мышечного сокращения, следующего за расслаблением.
  2. Фазы сокращения-расслабления повышают чувственное, двигательное и циркуляторное осознание конечностей.
  3. Оба полушария головного мозга вовлечены в процесс последовательного возбуждения моторных (фаза сжатия) и сенсорных (фаза расслабления) полос коры головного мозга. Это приводит к созданию фиксированных центров внимания в сознании.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ШАГА 7

  1. Правая рука: Вдох при ощущении, напряжение, поднятие. Выдох при расслаблении, падение, расплавление.
  2. Левая рука: Вдох при ощущении, напряжение, поднятие. Выдох при расслаблении, падение,расплавление.
  3. Правая нога: Вдох при ощущении, напряжение, поднятие. Выдох при расслаблении, падение, расплавление.
  4. Левая нога: Вдох при ощущении, напряжение, поднятие. Выдох при расслаблении, падение,расплавление.
  5. Все туловище: Мысленно пройдите от таза по спине к затылку.
  1. Начинайте концентрироваться на ваших верхних и нижних конечностях. Вызовите у себя ощущение, что с каждым вдохом и выдохом ваши руки и ноги становятся все тяжелее и тяжелее. Представьте, что вы плавитесь и растекаетесь по полу.

Должен отметить, что положение конечностей позволяет получить максимум пользы от земного тяготения. В этом один из фундаментальных принципов хатха-йоги: использование сил природы — таких, как сила тяготения.

Этому упражнению нужно уделять минимум пять-десять минут в течение недели, прежде чем приступить к следующей стадии шавасаны.

Сфокусируйтесь на чувстве общей вялости, отдаваясь земному тяготению, и одновременно создайте у себя ощущение, что пол движется вам навстречу, как будто это пол лифта.

Усложненная техника

На этой стадии мы учимся локализовывать части тела и систематически расслаблять их, тормозя центростремительные (сенсорные) и центробежные (моторные) нервные импульсы. Этого достигают, концентрируясь сначала на ступнях и постепенно переходя к голове.

Йоги (получившие свои знания нейроанатомии посредством интроспекции) давно открыли тайные нервные зоны человеческого тела и разделили их на семнадцать основных областей, называемых мармастханани. Вот эти области:

  1. Ступни
  2. Голени
  3. Коленные чашечки
  4. Бедра
  5. Живот
  6. Солнечное сплетение
  7. Грудь
  8. Спина
  9. Кисти
  10. Предплечья
  11. Плечи (рук)
  12. Горло
  13. Затылок
  14. Челюсть
  15. Глаза
  16. Скальп

Фактически, существует 108 таких зон, перечисленных в индийских аюрведических медицинских текстах; список, приведенный выше, включает только некоторые из них, используемые для концентрации. Они разделяют тело на суставы, полости и отделы. Слово марма обычно переводят как “сустав”*, но лучше перевести его как “комплекс суставов”. Древние индийские хирурги утверждали, что человек умрет или останется калекой, если будет поражена одна из этих областей. Фактически, они были правы, поскольку поражение сустава нестерильным проникающим оружием, таким, как стрела или пуля, гарантирует септический артрит, который вылечивают только современные антибиотики. Когда мы вводим эти области в состояние тяжести, расслабленности и неподвижности путем йогической концентрации, мы отключаем важные нервные рецепторы, называемые проприоцепторами (от латинского корня, означающего “собственный”), размывая таким образом границы между телом и разумом и избавляясь от физических ограничений.

Наши худшие несчастья никогда не происходят, и самые большие невзгоды лишь ожидаются.
— Оноре де Бальзак

КЛАССИЧЕСКИЕ МАРМАСТХАНАНИ: СХЕМА I

КЛАССИЧЕСКИЕ МАРМАСТХАНАНИ: СХЕМА II

Первая стадия работы заключается в том, чтобы зафиксировать указанные шестнадцать областей в памяти. Это происходит посредством визуализации и физического напряжения каждой мармы. Лягте на спину согласно инструкциям к начальной технике.

Упражнение по визуализации-напряжению

  1. Ступни: Визуализируйте-почувствуйте-увидъте свои ступни, включая голеностопные суставы. Одновременно согните пальцы обеих ног, затем мгновенно расслабьте их, осознавая ощущение покалывания. Мысленно повторяйте: “Ступни, первая зона”.
  2. Голени: Визуализируйте-почувствуйте-увидьте свои голени и их мускулы. Усиливайте осознание мускулов, вытягивая пальцы ног в направлении коленных чашечек, затем мгновенно расслабьте их, одновременно мысленно просматривая голени и их мышцы. Мысленно повторяйте:
  1. “Голени, вторая зона”.
  2. Колени: Визуализируйте-почувствуйте-увидьте оба коленных сустава со всех сторон. Прижмите подколенные впадины к полу, расслабьте, воспринимая каждое ощущение, и безмолвно повторяйте: “Колени, третья зона”.
  3. Бедра: Визуализируйте-почувствуйте-увидьте бедра, напрягая их посредством поворота ног пальцами друг к другу, затем расслабьте, позволяя ногам вернуться в естественное положение. Отмечайте ощущения, выражая их для себя словами: “Бедра, четвертая зона”.
  4. Живот (от пупка до лобковой кости): Визуализируите-почувствуйте-увидьте тазовую чашу от промежности до пупка, задержите дыхание на выдохе, одновременно сжимая ягодицы и втягивая живот так, словно вы пытаетесь притянуть пупок к анусу. Расслабьтесь, позволяя воздуху войти в ваши легкие, отмечайте ощущения и ментальное состояние: “Низ живота: пятая зона”.
  5. Солнечное сплетение (от пупка до конца грудины): Визуализируйте-по-чувствуйте-увидьте диафрагму, задержите дыхание на выдохе, одновременно напрягая пупок, как будто пытаетесь притянуть его к спине. Освободите живот от напряжения, в то же время позволяя легким втягивать воздух, и, осознавая ощущения в диафрагме, безмолвно повторяйте: “Солнечное сплетение, шестая зона”.
  6. Грудная клетка (от нижних ребер до ключиц): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и вдохните, как можно больше расширяя грудную клетку, чтобы получить максимум объема. Расслабьтесь, позвольте ребрам принять естественное при расслаблении положение. Отметьте ощущения. Безмолвно произносите: “Грудь, седьмая зона”.
  7. Спина (от копчика до места сочленения позвонков грудной клетки с шейными): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и прижмите поясницу к полу, расслабьте, затем прижмите к полу остальную часть спины. Расслабьтесь и воспринимайте все ощущения, приходящие от позвоночного столба, безмолвно произнося: “Спина, восьмая зона”.
  8. Кисти (от пальцев до запястий — многочисленные суставы): Визуализируите-почувствуйте-увидьте, медленно сжимая кулаки (положите большой палец на ладонь, перед тем как согнуть остальные, для усиления ощущений). Расслабьтесь, мгновенно освободив кисти от напряжения, отмечайте ваши ощущения, говоря про себя: “Кисти, девятая зона”.
  9. Предплечья (включая локтевые суставы): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте ваши предплечья; прижмите тыльные стороны запястий к полу, напрягая предплечья до локтей. Отпустите, отмечая свои чувства и безмолвно произнося: “Предплечья, десятая зона”.
  10. Плечи (включая плечевые суставы): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте их. Сфокусируйтесь на давлении ваших локтей на пол, позвольте этому ощущению распространиться до ваших плечевых суставов. Отмечайте каждое ощущение, безмолвно произнося: “Плечи, одиннадцатая зона”.
  11. Шея (шейные позвонки): Визуализируите-почувствуйте-увидьте и, не отрывая затылка от пола, как можно ближе притяните подбородок к шейной ямке. Чувствуйте напряжение в шее несколько секунд, затем расслабьте, безмолвно повторяя: “Шея, двенадцатая зона”.
  12. Затылок: Визуализируйте-почувствуйте-увидьте его. Прижмите затылок на несколько секунд к полу, затем расслабьте, безмолвно произнося: “Затылок: тринадцатая зона”.
  13. Челюсть (от подбородка до челюстного сустава): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте ее и, сомкнув губы, сильно прижмите язык к нёбу. Расслабьте, мысленно произнося: “Челюсть, четырнадцатая зона”.
  14. Глаза (включая щеки и лоб): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте их. Сожмите веки, концентрируя внимание на щеках и лбе. Расслабьтесь, отмечайте ощущения и безмолвно произносите: “Глаза, пятнадцатая зона”.
  15. Верхняя часть черепа (скальп): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте. Ощутите вес мозга в черепе, одновременно расслабляя кожу черепа. Мысленно произносите: “Скальп-мозг, шестнадцатая зона”.

ТЕХНИКА ВТОРАЯ:
УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ ШАВАСАНА,
ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ШЕСТНАДЦАТЬ МАРМАСТХАНАНИ

Пройдите всю последовательность “визуализации-напряжения”, прежде чем приступить к шагу 1, изложенному ниже.

1. Начните с первого мармастханани, ступней, и:

a) создайте мысленную картину пальцев и лодыжек;

b) увеличивайте осознание этой области, концентрируясь на внутреннем ощущении костей, мускулов, сухожилий и крови;

c) удерживая осознание на высоком уровне, мысленно развивайте состояние расслабленности, тяжести и погруженности в этих конкретных местах.

2. Переключите ваше внимание на следующую зону и повторите пункты а), Ь) и с) шага 1. Пройдите таким образом все тело. Уделяйте каждой области по крайней мере полминуты, потом повторно пройдите тем же “маршрутом”, пока ваше тело не расслабится настолько, что вы войдете в состояние йога-нидры.

Шавасана — древний и самый естественный вклад йоги в решение таких современных проблем, как перенапряжение и бессонница. Действие шавасаны заключается в замедлении метаболических процессов при одновременной консервации нервной энергии, что является одним из ключей к объяснению многочисленных медицински подтвержденных случаев “йогической спячки”, когда йогов заживо закапывали в землю на несколько недель.

Искусство шавасаны дает ученику возможность сознательно контролировать свою нейромышечную систему. Хорошим тестом на владение этим искусством является способность засыпать в течение трех минут.

Шавасана представляет собой первый шаг к изменению биоэлектрической активности мозга от активного, бодрственного бета-ритма к дельте (сну без сновидений). Для достижения глубоко измененного состояния сознания, называемого йога-нидрой, в усложненную технику могут включаться управляемые образы с аффирмациями (иногда называемые “психическими энергети-заторами”). Йога-нидра достигается лучше всего, когда вы слушаете инструкции, записанные на аудиокассету.

ПСИХИЧЕСКАЯ ШАВАСАНА

Это упражнение позволяет пережить нахождение вне тела и достичь глубоко измененного состояния сознания. Этот метод зависит от мастерства выполнения начальной и усложненной техник шавасаны.

Сущность этого упражнения заключается в двух ключевых моментах:

1. Объединение зон мармастханани в десять областей.

2. Предварительное кондиционирование посредством фиксации взгляда (тратака) на вращающемся спиральном диске с последующим созерцанием картины или стены и переживанием расширения пространства.

Стадия первая: запоминаем десять зон мармастханани

Мы дали десяти зонам максимально короткие названия. Пожалуйста, хорошо запомните, какие части тела относятся к какому названию. Для этого лучше всего несколько раз переписать нижеследующую таблицу. Вы должны быть в состоянии в любой момент воспроизвести ее по памяти.

КАРТА ДЕСЯТИ ЗОН

Части тела

Подразумеваемые анатомические области

1. СТОПА Вся стопа
2. НОГА От лодыжки до колена, колено, бедро до промежности
3. ЖИВОТ Ягодицы, брюшная полость, область солнечного сплетения, диафрагма
4. ГРУДЬ Вся грудная клетка
5. РУКА Кисть, предплечье, локоть, плечо
6. ШЕЯ Шея, нижняя челюсть от подбородка до челюстного сустава
7. ГУБА Губы и зубы
8. ДЕСНА Пространство между губами и зубами, ячейки зубов в деснах, язык и ротовая полость
9. ГЛАЗ Глаз, глазная впадина, лицевые кости, лоб
10. УХО Ухо, вся боковая и задняя часть черепа, мозг

Теперь мы готовы перемещать сознание по установленным десяти зонам. Это делается следующим образом: от пальцев левой ноги вверх по левой стороне тела к левому уху, затем вниз от правого уха по правой стороне тела, заканчивая пальцами правой ноги.

Мысленно проходить вверх по мармам левой стороны тела и вниз по правым можно сидя на стуле, хотя для достижения полной йога-нидры лучше лечь на кровать или на пол. Ваши глаза должны быть закрыты, можно надеть маску для сна или медитационный капюшон.

“Сфокусироваться” на данной зоне тела означает одновременно почувствовать ее, отчетливо представить себе (визуализировать) ее анатомию и мысленно повторять наименование зоны. Это приведет к одноидейности, однонаправленности сознания и в результате — к трансовому состоянию.

Правило ОУП: Ощути! Увидь! Произнеси!

Осознайте вашу левую ступню и почувствуйте давление циркулирующей крови, покалывание и другие ощущения от пальцев до лодыжки. Увидьте (отчетливо представьте) вашу левую ступню и безмолвно произнесите “стопа”. Затем переведите внимание на всю левую ногу и повторите процедуру. Продолжайте в том же духе двигаться вверх по левой стороне тела, потом вниз по правой. Повторите три раза. (См. диаграмму ниже.)

Стадия вторая: понятие о спиральной визуализации

Во второй фазе шавасаны мы попытаемся вывести наше сознание из тела путем визуализации спирали (состоящей из чего-то вроде белой дымки), которая начинается в пупке и разворачивается против часовой стрелки расширяющимися кругами, медленно поднимающимися и постепенно выходящими за пределы физического тела.

Когда люди изобрели винты, они сделали нарезку таким образом, чтобы при выкручивании винт вращался влево (против часовой стрелки). Если вращать винт влево, он выйдет из гайки или гнезда. Наверное, это кое-что говорит о глубоком бессознательном архетипе. И это используется в йоге: вращение внимания против часовой стрелки эквивалентно вытеснению из физического тела.

Создание такой мысленной спирали приведет вас, в буквальном и переносном смысле, в область расширенного сознания. Если вы не войдете в состояние сна (тогда вы просто вернетесь в физическое тело и проснетесь с чувством полного обновления), процесс надо обратить вспять: представить себе спираль, вращающуюся по часовой стрелке, которая, подобно водовороту, увлекает вас обратно в тело. Место входа может и не быть пупком, это может быть сердце, горло или промежуток между глазами.

Когда винт вращают вправо (по часовой стрелке), он входит в гнездо. Наше бессознательное воспринимает вращение по часовой стрелке как внедрение в тело.

Точка, в которой происходит обратный вход,
дарует вам спонтанную гармонию согласно вашим
психическим потребностям на момент выполнения упражнения.

ДИАГРАММА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ШАВАСАНЫ

ЛЕВАЯ, ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СПИРАЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ШАВАСАНЫ

ПРАВАЯ, ВОЗВРАЩАЮЩАЯ СПИРАЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ШАВАСАНЫ
С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ТОЧКАМИ ВХОДА (ЧАКРАМИ)

Все тело есть в разуме, но не весь разум есть в теле. — Свами Рама

Стадия третья: кондиционирующая практика с тратак-спиралью

Джефф Уайтфилд, основатель и президент фирмы “Спайрал консептс”, посетил один из моих семинаров и предложил оригинальный способ создания вращающейся спирали путем использования старого компакт-диска. До того как Джефф подарил нам эту идею, мы использовали электромоторы, проигрыватели граммофонных пластинок и другие неуклюжие приспособления. Способ Джеффа отмечен печатью истинной гениальности — он предельно ПРОСТ!

Что потребуется?

А. Один старый, ненужный компакт-диск. В. Одна чертежная кнопка (с выпуклой шляпкой) или гвоздь для обивки. С. Свежеиспользованная жевательная резинка (пластилин тоже подойдет). D. Упаковочная липкая лента или прозрачный скотч. (Джефф говорит, что упаковочная лента для запечатывания картонных ящиков лучше — ее клейкий слой держится дольше.)

Процедура изготовления

1. Сделайте ксерокопию “Тратак-спирали для психической шавасаны”, а также фотокопию “спирали магического транса Джеффа Уайтфилда”. Наклейте спирали на лист плотной бумаги и вырежьте их по краю. Теперь у вас есть две спирали как раз по размеру компакт-диска. Обе они будут прикреплены к диску, что позволит им, как мы увидим в дальнейшем, вращаться на гладкой поверхности.

2. Возьмите компакт-диск и наклейте на него крест-накрест две полоски клейкой ленты над центральным отверстием. Сделайте это на обеих сторонах диска.

3. Положите на рабочую сторону компакт-диска (с бороздками) маленький кусочек жевательной резинки и расплющите так, чтобы полученный кружок был над полосками клейкой ленты, закрывающими отверстие.

4. Возьмите кнопку и проткните полоски клейкой ленты (на той стороне диска, где написано его название) точно по центру так, чтобы она прошла через клейкую ленту на обеих сторонах и через жевательную резинку на играющей стороне. Теперь у нас есть прекрасный волчок, который, опираясь на выступающую шляпку кнопки, может вращаться на любой гладкой поверхности.

5. Теперь нетрудно совместить центр одной из спиралей с острием кнопки и укрепить ее на поверхности CD за счет кружка жевательной резинки.

Если вы используете обойный гвоздь, Джефф рекомендует укоротить его при помощи кусачек примерно на треть. Тень от острия гвоздя, выступающего над поверхностью спирали, может отвлекать внимание. Гладкая дощечка послужит удобной переносной поверхностью для вращения спирали.

Джефф сделал особое ударение на двух добавочных пунктах:

1. Лучший эффект достигается в белом флюоресцентном свете. Вы можете также поэкспериментировать с окрашенной в белый цвет лампочкой.

2. Удержитесь от искушения “сгладить” зазубренные линии и зубцы на витках спирали. Эти зазубрины, включенные в рисунок спирали, образуют дифракционную решетку, которая разлагает белый свет на цветные компоненты видимого спектра.

Использование спиралей для ускорения “выхода из тела” в процессе “психической шавасаны”

1. Положите CD с закрепленной на нем спиралью на стол и энергично закрутите его по или против часовой стрелки.

2. Смотрите, не мигая, в центр спирали (через него проходит острие кнопки). Смотрите до тех пор, пока спираль не остановится. Спираль должна превратиться в “водоворот” или восходящий вихрь (зависит от направления вращения), и тогда у вас создастся впечатление, что вы погружаетесь туда или, наоборот, спираль поднимается к вам, бесконечно разворачиваясь.

3. Как только диск остановится, переведите свой взгляд на

a) стену (лучше, если на ней будут обои с четко выраженным узором или несколько картин);

b) иллюстрацию в книге (лучше, если на ней будет изображено индуистское божество или символический религиозный рисунок).

c) вашу руку, ваше отражение в зеркале или в глазах друга (многие ученики получают свой первый опыт восприятия ауры, делая это).

4. Будьте готовы к тому, что окружающее начнет сверкать и расширяться. Полностью расслабьтесь в визуальном переживании вибраций окружающего и попытайтесь почувствовать себя или свою тонкую часть. Расширяйтесь и сжимайтесь вместе с переживанием. Это упражнение нужно выполнять в течение недели. Специальные рецепторы в зрительной коре головного мозга (затылочная доля), называемые “детекторами деталей”, стимулируются до утомления. К примеру, детекторы деталей, отвечающие за вращение по часовой стрелке, утомлены, и, когда вы отводите взгляд, соседние детекторы деталей, регистрирующие вращение против часовой стрелки, активизируются и создают у вас иллюзию “расширяющейся вселенной”. Мы используем это явление, чтобы помочь сознанию освободиться от физического тела (“оболочки”).

ОСОБОЕ ПРИМЕЧАНИЕ К МАГИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ ДЖЕФФА УАЙТФИЛДА:

Джефф показывал разнообразные спирали, и мне, в частности, понравилась одна, основанная на рисунке используемого в Америке гипно-диска. Джефф кардинально переработал рисунок этой спирали, улучшив и модифицировав его. Одной из особенностей его “спирали магического транса” являются зазубренные края, которые действуют на видимый свет, подобно дифракционной решетке. Вследствие этого, когда спираль вращается, вы видите появляющиеся цвета. Цвета меняются с разными скоростями и, как заметил Джефф, “тоже зависят от направления вращения”.

ПРАВАЯ ТРАТАК-СПИРАЛЬДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С ПСИХИЧЕСКОЙ ШАВАСАНОЙ

Наклейте ленту крестообразно на обе стороны

  • Расплющите кусочек жевательной резинки на ленте, закрывающей центральное отверстие на рабочей стороне
  • Проткните кнопкой ленту на тыльной стороны стороне так, чтобы острие прошло через липкую ленту и жевательную резинку на рабочей стороне
  • Используйте острие кнопки в качестве ориентира, чтобы установить вырезанную фотокопию “спирали магического транса” точно по центру диска, и приклейте спираль на жевательную резинку.

      СПИРАЛЬ МАГИЧЕСКОГО ТРАНСА ДЖЕФФА УАЙТФИЛДА

    1.  

    2. Йони-мудра: голос безмолвия

      Как соль тает в воде и камфара в огне, так “я” растворяется в вечности.
      —Индийский афоризм

      Древний путь йоги обладает методами, которые позволяют индивиду не просто убежать от иллюзии (майи) нашей временной жизни, но проникнуть в его истинную внутреннюю реальность, где он может найти сияющий светильник трансцендентального сознания. Когда мы используем йогу для исследования пещер своего разума, мы приближаемся к сердцевине нашего собственного бытия, пока наконец не достигнем полной самоинтеграции — физической, ментальной и эмоциональной.

      Одной из таких техник внутреннего изменения является йони-мудра. Йони означает “влагалище, утроба, источник”. Это относится к Абсолюту, или Брахману, как источнику всего существующего. Мудра в данном случае означает физическое упражнение, воздействующее на разум. Йони-мудру также назвали шанмукхи (шан — “шесть”, мукхи — “отверстие”), поскольку в этой практике шесть видов обычно открытых отверстий тела (глаза, уши, нос, рот, анус и гениталии) закрываются. Еще одно классическое название — парангмукхи. Паранг предполагает отключение от внешнего мира, закрытие всех пяти чувств и, как результат, погружение в пратьяхару (бесчувственность).

      Преимущества

      1. Пять чувств механически отключаются, что приводит к полуавтоматическому состоянию пратьяхары.

      2. Нервная система восстанавливается, в частности, за счет уменьшения потока ощущений путем блокирования глаз и ушей указательными и большими пальцами соответственно. Остальные три пальца частично блокируют тактильные ощущения, нажимая на ветви тройничного черепномозгового нерва. (См. “Нейрологическая основа действия йони-мудры”)

      3. Психофизиологический гомеостаз, или равновесие, устанавливается путем надавливания на нади (так в йоге называются тонкоматериальные, или психические каналы тела). Это легче всего понять в терминах акупунктурных точек и меридианов. (См. “Точки акупунктуры, стимулируемые в процессе йони-мудры”)

      Это значит, что каждое выполнение йони-мудры является сеансом акупрессурного омоложения.

      4. Под влиянием дисциплинирующих условий, требующих поддержания соответствующей позы, тело и разум приходят к сотрудничеству.

      5. Разуму предоставляется удобный случай углубиться в себя, отключившись от отвлекающего воздействия внешнего мира.

      6. В завершающей фазе ученик выполняет мощную процедуру, заканчивающуюся самореализацией, или интенсивным переживанием Предельного Вселенского Единства.

      Брахма — это воистину весь этот мир. Брахма воистину становится знанием Брахмы.
      — Мандукья-упанишада

      Йони-мудра, подобно шавасане, делится на начальную и усложненную техники. Должен заметить, что, хотя обычно используется сукхасана, можно выполнять это упражнение и на стуле. Те, кто страдает артритом рук и плеч, могут компенсировать это концентрацией на мантре в усложненной фазе. Карл Вешке обратил на это мое внимание. По его словам, “исключить звук можно при помощи ушныхзатычек или ваты, смоченной вазелином, при этом можно также использовать глазную повязку или медитационный капюшон”.

      Начальная техника

      1. Сядьте в позу для медитации. Наилучшей для тех, кто уже имеет опыт практики хатха-йоги, является падмасана, начинающие могут использовать сукхасану или позу на стуле.

      2. Поднимите локти на уровень плеч по обе стороны туловища, под прямым углом.

      3. а) закройте уши большими пальцами;

      b) закройте глаза указательными пальцами, положив их на нижние веки и удерживая ресницы верхних;

      c) положите средние пальцы с каждой стороны на переносицу, оставляя ноздри свободными для дыхания;

      d) удерживайте верхнюю губу закрытой, надавливая на нее безымянными пальцами, пальцы соприкасаются;

      e) удерживайте нижнюю губу закрытой, надавливая на нее мизинцами, пальцы соприкасаются.

      4. Дышите медленно и ровно, одновременно концентрируясь на образах, пятнах или цветах, которые могут появляться перед вашим внутренним взором. Если появятся пятна, сделайте их четкими и расширяющимися. В этой позе нужно находиться по крайней мере пять минут и постепенно доводить время выполнения до пятнадцати минут. Вы заметите, что после выполнения упражнения цвета стали ярче, и почувствуете, что оно принесло вам спокойствие. Посвятите этому упражнению неделю, прежде чем приступите к усложненной технике.

      По мере выполнения упражнения вы будете учиться держать руки перпендикулярно телу, с локтями на уровне плеч. Дискомфорт в течение недели будет убывать.

      ПОЗА ЙОНИ-МУДРЫ

    3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ БОЛЬШИХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ ПАЛЬЦЕВ

      Большие пальцы могут быть использованы для блокирования ушей двумя способами:

      1. Если большие пальцы короткие, смажьте их слюной и вставьте в ушные отверстия (см. “В” на рис. ниже) вкручивающим движением.

      2. Если большие пальцы длинные, плотно прижмите козелки ушей (см. “А” на рис. ниже) к ушным отверстиям подушечками больших пальцев.

      Вставляя смоченные пальцы в ушные отверстия, вы обеспечиваете наиболее эффективную сенсорную изоляцию; действительно, вы создаете нечто вроде гидравлического затвора.

      Использование козелка как “дверцы мышеловки” для закрытия наружного слухового прохода также достаточно эффективно. Нужно отметить для обоих методов, что релаксационный (парасимпатический) компонент нашей автономной нервной системы можно интенсивно стимулировать через одну из ветвей блуждающего нерва, называемую “нервом Альдермана”. Физиологи иногда определяют йогу как “культивирование парасимпатической нервной системы”.

      Указательными пальцами нужно (после того как большие пальцы закроют уши) осторожно скользнуть вниз по закрытым глазам так, чтобы они прижали верхние ресницы к нижним векам. Кончики пальцев не должны давить на глазные яблоки.

      Проверьте это, попытавшись открыть глаза. Верхние веки должны мягко удерживаться давлением кончиков пальцев на их ресницы.

      Усложненная техника

      1. Повторите первые три пункта начальной техники.

      2. Закройте левую ноздрю средним пальцем левой руки и вдохните через правую ноздрю медленно и ровно. После полного вдоха закройте правую ноздрю средним пальцем правой руки и медленно и спокойно выдохните через левую ноздрю. Вдохните медленно и ровно через левую ноздрю, закройте ее, откройте правую, выдохните и продолжайте, повторяя цикл.

      3. После того как дыхательный ритм установится, начинайте мысленное повторение мантры СОХАМ. СО мысленно произносится на вдохе, а ХАМ — на выдохе. Повторение мантры (на санскрите такое повторение называется джатй) нужно производить одновременно с раздельным дыханием и постоянно помня о последнем. Эта мантра оказывает глубокое воздействие на подсознание и вместе с тем успокаивает сознающую часть разума.

      4. По мере выполнения упражнения погружайтесь все глубже в состояние, которое лучше всего описать как Осознанное Безмыслие.

    4. Усложненную стадию нужно выполнять пятнадцать минут, поставив себе целью довести это время до тридцати минут.

      СМЫСЛ НОВЫХ ШАГОВ

      Обсудим смысл новых шагов усложненной стадии.

      Добавление альтернативного (или раздельного) дыхания через ноздри оказывает глубокое влияние на взаимодействие разума и тела. Как мы увидим в дальнейшем из более подробного обсуждения, дыхательный цикл —важное звено в связи между физической и ментальной активностью человека. В состоянии эмоционального подъема, будучи голодным или испуганным, человек дышит быстро. Очевидно, любая попытка контролировать свое дыхание должна оказывать успокаивающее и уравновешивающее влияние как на тело, так и на разум.

      Не только упорядоченный благодаря контролю над дыханием обмен веществ приводит к расслаблению, но и само дыхание посылает бессознательному сигналы мира и покоя.

      Мы можем сравнить разум с обезьяной, которая скачет с места на место, не в состоянии остановиться, чтобы восстановить или сконцентрировать свою рассеянную энергию, пока не поставят шест, на который она сможет забраться и отдохнуть.

      На первой стадии йони-мудры разум ограждает себя от внешних ощущений и возбуждающих мыслей, а затем успокаивается за счет глубокого ровного дыхания. Теперь ему необходим “шест”, т. е. точка концентрации, чтобы “забраться” на более высокую ступень сознания. Шест или точка фокуса предоставляется в форме мантры СОХАМ, которая означает “Я есмь Он”.

      “Он” — это вечный источник всего сущего, Брахман, Параматман, Абсолют. У вас не может быть лучшей точки опоры, с которой вы можете запрыгнуть на более высокие уровни сознания. Благодаря этой аудгите (тихому монотонному пению) вы продвигаетесь от пратьяхары к самъяме (концентрации, созерцанию и медитации).

      Йони-мудра —один из наиболее удобных методов вхождения в антаран-гу, высшие разделы раджа-йоги. Необходимо упомянуть, что как шавасана является скрытым ключом к состояниям йогического транса, так йони-мудра — ключом к сиддхи (психическим силам) — таким, например, как ясновидение.

      НЕЙРОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ЙОНИ-МУДРЫ

      Большие пальцы косвенно препятствуют стимуляции восьмого черепномозгового нерва (слухового). Этот нерв реагирует только на звуковое раздражение.

      Пятый черепной нерв, тройничный, — это основной нерв, на который осуществляется воздействие давлением пальцев в йони-мудре. Это самый большой черепной нерв, он делится на три основные ветви: глазную (чувствительную), верхнечелюстную (чувствительную) и нижнечелюстную, одна из ветвей которой чувствительная.

      В процессе выполнения йони-мудры указательные пальцы нажимают на инфратрохлеарное ответвление глазной ветви и на инфраорбитальное ответвление верхнечелюстной. Средние пальцы давят на носовые ветви инфраорбитального нерва. Безымянные пальцы давят на верхнегубную часть инфраорбитальной ветви. Мизинцы воздействуют на нижнегубную часть нижнечелюстной ветви (чувствительная ветвь). (Примечание: нервы, на которые надавливают пальцы, — осязательные.)

      На второй черепной нерв, зрительный, воздействуют закрытием глаз — таким образом йони-мудра обеспечивает экономию энергии.

      ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ЙОНИ-МУДРЫ

      1. Разум приводится к точке расслабленной сосредоточенности в себе. За этим следует пратьяхара, состояние отключенности чувств. Это состояние, вероятно, достигается давлением пальцев на особые нервы, что было вкратце описано выше. Такое давление может привести к:

      a) подавлению некоторых центростремительных, или чувствительных, импульсов, которые обычно беспокоят, раздражают и отвлекают разум;

      b) легкому онемению тактильных и болевых центростремительных нейронов кожи, которое в дальнейшем может увеличить сосредоточенность на себе и абстрагирование от внешнего мира. Сочетание этих двух факторов имеет целью привести разум в состояние “равновесия в одной мысли-точке”, которое обычно достигается практикой йони-мудры.

      2. Йони-мудра восстанавливает нервную систему и дает иллюзию обострения чувственного восприятия. Это может быть следствием сохранения энергии путем перекрывания центростремительных импульсов оптического нерва в сочетании с осознанием того, что вы стали менее активным после принуждения себя к временной пассивности.

      3. Иногда происходит сильное потоотделение или нарушение сердечного ритма. Это может быть результатом надавливания на глазное яблоко при неправильном выполнении йони-мудры.

      4. Стимуляция блуждающих нервов (десятых черепномозговых нервов) рефлекторно вызывается давлением больших пальцев на ушные проходы. Вызванная таким образом стимуляция поддерживает доминирование парасимпатической нервной системы, восстанавливая сердечный ритм, кровяное давление и поощряя пищеварительные процессы.

      5. Положение рук поощряет нейромышечную координацию и улучшает идеомоторную дисциплину.

      Нейрологическая карта йони-мудры

      Давление

      Воздействие на нервы

      Эффект

      Указательных пальцев Инфратрохлеарный глазной

      Инфраорбитальный верхнечелюстной

      Тактильное притупление

      Тактильное притупление

      Средних пальцев Носовая ветвь инфраорбитального Тактильное притупление
      Безымянных пальцев Верхнегубная ветвь Тактильное притупление
      Мизинцев Нижнегубная ветвь нижнечелюстного Тактильное притупление

       

      Примечание: Тактильное притупление складывается из блокирования временных чувствительных импульсов и давления пальцев, вызывающего легкий эффект онемения.

      Давление

      Воздействие на нервы

      Непрямое влияние

      Указательных пальцев Зрительный (II ЧМ)

      Глазодвигательный (III ЧМ)

      Глазоблуждающий рефлекс

      Сохранение нервной энергии

      Потоотделение

      Нарушение сердечного ритма

      Больших пальцев Слуховой (VIII ЧМ) Торможение центростремительных импульсов

      Примечание: Потоотделение и нарушение ритма сердца должны предупредить ученика, что поза принята неправильно. Эти нарушения могут быть связаны с изменением кровяного давления, обусловленного подъемом рук.

      Моя жизнь была полна трагедий, большая часть из которых никогда так и не случалась.
      — Мишель де Монтень (1533—1592)

      ТОЧКИ ДАВЛЕНИЯ В ЙОНИ-МУДРЕ

    5. ТОЧКИ АКУПУНКТУРЫ, СТИМУЛИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ЙОНИ-МУДРЫ

    6. Hosted by uCoz