О нас
Рукопашный бой

Видео

Книги
Сексуальные практики
Медицина
Фотоальбом
Юмор, мысли
Доска объявлений
Форум
Чат
Поиск
Полезные ссылки
Основы китайской философии
Духовность от А до Я

Концепция ИНЬ-ЯНЬ

Основой мировоззрения жителей Тибета, Китая и окружающих их стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил - инь и ян, возникших из первоначально единой энергии ци (чи). Это произошло под действием первоматерии тайцзи (букв. значение - Великий Предел.)

Инь-Ян - Великий Предел

В результате "сгущения" ци произошло разделение на светлые и легкие ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование инь (пассивной силы) и ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день;утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.
Весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих в результате взаимодействия сил света и тьмы, напряжения и податливости.
Любое единое целое (явление, существо, состояние и т. д.) состоит из двух этих противоположных начал - инь и ян, - соперничающих и дополняющих друг друга.
Так, к инь относят темные, холодные, слабые стороны чего бы то ни было (ночь, зима и т. п.), а ян заключает в себе противоположные характеристики (лето, день и т. п.). Инь - черный, короткий, тонкий, слезы, женщина, земля, луна, слабый, тяжелый, земля, луна, ночь, внутренняя и правая стороны, движение внутрь, покой, скрытый, пассивный, нижний, медленный; ян - белый, длинный, толстый, смех, мужчина, небо, солнце, сильный, легкий, солнце, день, наружная и верхняя стороны, движение наружу, явно выраженный, активный, вержний, быстрый. При этом ни инь, ни ян не могут существовать изолированно друг от друга.
Действие начал ннь-ян заключается в следующем:
. они стремятся подавить друг друга;
. оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться из одного в другое: "в инь есть ян, в ян есть инь";
. борьба и взаимопревращение инь и ян создают источник развития и преобразования всех вещей;
. нарушение гармонии между инь и ян ведет к нарушению всякого движения, развития.
Рассмотрим эти положения подробнее.
Инь и ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот. В книге "Сувэнь" написано, что инь борется внутри, а ян вызывает волнение снаружи, так как инь ведает внутренней средой, а ян - внешними проявлениями. Когда инь и ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения; при этом инь и ян "сменяют друг друга". Постоянная борьба инь-ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей.
Как полярные противоположности, инь и ян зависят друг от друга: ян означает верх, инь - низ (без верха не может быть низа, и наоборот); левая сторона тела соответствует ян, правая - инь (без правой стороны нет левой, и наоборот); жара соответствует ян, холод - инь (без жары нет холода, и наоборот); переполнение, избыточная функция соответствуют ян, опорожнение, слабость функции - инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот). Эта взаимозависимость инь и ян обозначается в китайском языке "взаимным корнем". Инь и ян служат друг для друга производным началом, то есть вызывают друг друга: инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в ян, и наоборот. Движение руки вверх оканчивается падением руки к низу.
В человеческом организме инь обозначает материальные составляющие тела, а ян - его функции. Деятельность организма относится к ян, а пищевые вещества - к инь: инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян, а ян функционирует как проявление деятельности инь.
Инь и ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если ян отступает, то увеличивается инь, а если отступает инь, то происходит увеличение ян.
Инь может превратиться в ян, а ян - в инь, и если процессы сокращения и увеличения инь и ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения инь в ян (и наоборот) представляет собой изменение качества. В книге "Су Вэнь" говорится: "Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод". Однако инь не может претерпеть превращения без некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь, то есть условием того, что может произойти превращение, является наличие определенного количества противоположного начала. Это символизируют черная точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела.

Китайские анекдоты
Один монах был приглашен на обед. Зная, что это человек, славившийся своей святостью, хозяин спросил, нужно ли подавать вино, на что монах ответил:
- Вино я еще употребляю, постной же пищи не ем совсем.

 

Hosted by uCoz