|
Основы китайской философии
Духовность от А до
Я
Концепция ИНЬ-ЯНЬ
Основой мировоззрения жителей
Тибета, Китая и окружающих их стран испокон веков была
дуалистическая космогоническая концепция существования двух
противоположных сил - инь и ян, возникших из первоначально единой
энергии ци (чи). Это произошло под действием первоматерии тайцзи
(букв. значение - Великий Предел.)
В результате "сгущения" ци
произошло разделение на светлые и легкие ян-ци, поднявшиеся вверх и
образовавшие Небо, и мутные и тяжелые инь-ци, опустившиеся вниз и
образовавшие Землю. Чередование инь (пассивной силы) и ян
(активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и
день;утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон;
вдох и выдох и т. д. Весь мировой процесс представляет собой
чередование ситуаций, происходящих в результате взаимодействия сил
света и тьмы, напряжения и податливости. Любое единое целое
(явление, существо, состояние и т. д.) состоит из двух этих
противоположных начал - инь и ян, - соперничающих и дополняющих друг
друга. Так, к инь относят темные, холодные, слабые стороны чего
бы то ни было (ночь, зима и т. п.), а ян заключает в себе
противоположные характеристики (лето, день и т. п.). Инь - черный,
короткий, тонкий, слезы, женщина, земля, луна, слабый, тяжелый,
земля, луна, ночь, внутренняя и правая стороны, движение внутрь,
покой, скрытый, пассивный, нижний, медленный; ян - белый, длинный,
толстый, смех, мужчина, небо, солнце, сильный, легкий, солнце, день,
наружная и верхняя стороны, движение наружу, явно выраженный,
активный, вержний, быстрый. При этом ни инь, ни ян не могут
существовать изолированно друг от друга. Действие начал ннь-ян
заключается в следующем: . они стремятся подавить друг
друга; . оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны
превращаться из одного в другое: "в инь есть ян, в ян есть
инь"; . борьба и взаимопревращение инь и ян создают источник
развития и преобразования всех вещей; . нарушение гармонии между
инь и ян ведет к нарушению всякого движения, развития. Рассмотрим
эти положения подробнее. Инь и ян находятся в состоянии
постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно
начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот. В
книге "Сувэнь" написано, что инь борется внутри, а ян вызывает
волнение снаружи, так как инь ведает внутренней средой, а ян -
внешними проявлениями. Когда инь и ян противоборствуют друг с другом
вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения; при этом
инь и ян "сменяют друг друга". Постоянная борьба инь-ян, стремление
к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития
вещей. Как полярные противоположности, инь и ян зависят друг от
друга: ян означает верх, инь - низ (без верха не может быть низа, и
наоборот); левая сторона тела соответствует ян, правая - инь (без
правой стороны нет левой, и наоборот); жара соответствует ян, холод
- инь (без жары нет холода, и наоборот); переполнение, избыточная
функция соответствуют ян, опорожнение, слабость функции - инь (без
переполнения нет опорожнения, и наоборот). Эта взаимозависимость инь
и ян обозначается в китайском языке "взаимным корнем". Инь и ян
служат друг для друга производным началом, то есть вызывают друг
друга: инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для
этого в ян, и наоборот. Движение руки вверх оканчивается падением
руки к низу. В человеческом организме инь обозначает материальные
составляющие тела, а ян - его функции. Деятельность организма
относится к ян, а пищевые вещества - к инь: инь сохраняется внутри и
является материальной основой для ян, а ян функционирует как
проявление деятельности инь. Инь и ян никогда не находятся в
покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если ян
отступает, то увеличивается инь, а если отступает инь, то происходит
увеличение ян. Инь может превратиться в ян, а ян - в инь, и если
процессы сокращения и увеличения инь и ян состоят в количественных
изменениях, то процесс превращения инь в ян (и наоборот)
представляет собой изменение качества. В книге "Су Вэнь" говорится:
"Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда холод
достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг
вершины, возникает холод". Однако инь не может претерпеть
превращения без некоторого количества ян, а ян не может
подвергнуться превращению без инь, то есть условием того, что может
произойти превращение, является наличие определенного количества
противоположного начала. Это символизируют черная точка на белом и
белая точка на черном поле схемы Великого Предела.
|
Китайские анекдоты
Один монах был приглашен на обед. Зная, что это человек, славившийся своей святостью, хозяин спросил, нужно ли подавать вино, на что монах ответил:
- Вино я еще употребляю, постной же пищи не ем совсем.
|